Сэппуку (харакири)

Культура и традиции - Военное ремесло

сэппуку (харакири)

Обряд харакири является частью морали воинов. Харакири означает «резать живот» (от «хара» - живот, «киру» - резать). Кроме того, слово «харакири» означает и «душа», «намерения», «тайные мысли».

У некоторых народов Восточной Азии и Сибири встречались похожие обряды. К примеру, айны также вскрывали себе брюшную полость (пере`) с помощью инау - длинных древесных стружек, заостренных палочек, которые хранились в домах в особых местах. Этот обряд носил название «экоритохпа», что означало «принести в жертву инау», «изрезать живот». Инау у дальневосточных народов считались посредниками между миром людей и богов земли и воды, у которых люди просили удачи в охоте, счастья и благополучия в жизни, и т.д. Они также применялись в качестве платы или обмена во в время жертвоприношений богам и духам, на праздниках и похоронах. Инау позволялось изготовлять только мужчине после особых действий по очищению души и тела.
Перед использованием инау освящались шаманами. Японцы называли инау «гохэй» или «нуса».

Что касается жертвоприношений богам воды и рек, то они существовали и в Японии. Часто в жерту приносились люди, которых хоронили живыми вокруг могил господ, в фундаментах зданий. Такие жертвы называли «хито басира» - «человек столб». Позднее вместо людей стали хоронить металлические человеческие фигурки «канэ-хито-гата» и «микимари».
Таким образом, получается, что пере` было жертвоприношением добровольным, как очистительная жертва, и насильственным. Морское инау (атуй-инау), бросаемой в виде жертвы богу моря во время бурь, привело к мысли о человеческих жертвоприношениях в прошлом. Все это говорит о человеческом происхождении инау, которые состояли их следующих частей:

-головы с макушкой, волосами и ушными кольцами из заструженных веревочек;
-шеи;
-рук;
-туловища с различимой передней стороной с волосами, зарубками «как обозначение разрезания живота» и короткими застружками, показывающими отвороченные мягкие ткани передней стенки живота.

Мнение, что дерево – родственник человека послужило замене человеческих жертвоприношений деревянными инау. Также айны могли добровольно или насильно жертвовать больным или старым жителем селения. При добровольном согласии человек сам вспарывал себе живот. Жертвуемого человека бросали в море со вспоротым животом или перерезанным горлом, чтобы он не смог спастись. Живот иногда вскрывали на суше. Эта часть обряда была заимствована японцами как самоубийство слуг на могиле хозяина (дзюнси).

«Кладбищенские инау» («тусири инау», или «синурахпа инау») служат этому доказательством. Они приносились в жертву самим мертвым.

Иногда живот вспарывали для того, чтобы получить кровь, которую считали очистительным средством. Эвенки считали кровь жертвенных животных источником особой силы. Свидетельства самих айнов, а также обломки костей со следами каменных орудий, позволяют предположить, что убитые на суше жертвы потом съедались айнами, а из костей извлекался костный мозг.

Сложно сказать как развивались эти обряды, но окончательно они сформировались на японской почве в виде обряда по вскрытию живота - харакири.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Японское общество и Японская преступность

News image

Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни.

Аспекты жизни японии сегодня

News image

Японские острова – одни из наших ближайших соседей. Всего лишь несколько километров отделяют японский Хоккайдо от нашего...

Когда японец вне дома

News image

Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас.

Городская японская квартира

News image

В японских городах получили распространение несколько типов квартир: двух-, трех-, четырех - и пятикомнатные; в них-то...