Мастера, школы изготовления

Культура и традиции - Военное ремесло

мастера, школы изготовления

Большинство превосходных полос старой эпохи анонимны, в том числе син-синто. Многие известные коллекции содержат мечи, датированные теми или иными эпохами, но ощутимая их доля реально относится к Бакумацу.
Подавляющая часть син-синто изготовлена в Эдо или вблизи него, то есть там, где работал сам Масахидэ и его ученики, создававшие затем собственные мастерские и обучившие собственных приемников. Эти чудотворцы не только изучали и копировали старинные методы, но активно экспериментировали с технологией в свете современных им научных знаний. В результате мы получили настоящий фейерверк направлений и школ, поскольку каждый маэстро употреблял авторские способы ковки и закалки. Вот почему стиль клинка не может являться однозначным критерием для классификации, и затруднения при столкновении с безымянным изделием данного периода поистине грандиозны.

Можно сказать, что анонимность - почти непременный спутник мечей Бакумацу. Причина этого не ясна, но существует одно предположение, с которым трудно поспорить. Анализ сложившейся в те годы политической ситуации дает ключ к пониманию загадки. Все просто - любой мастер изготавливает мечи не ради самовыражения (хотя подобный мотив обязателен для всякого настоящего художника), а в поисках средств существования. То есть изделиям нужен более или менее стабильный спрос.
Поскольку большинство оружейников гнездились вокруг столицы, то их потенциальные покупатели так или иначе были связаны с сёгунатом. А точнехонько в это время резко обострились отношения между двумя могущественными кланами - Сиши и Тозама. Это ведь номинально мы привыкли называть Токугавский период мирным и даже сонным. По большому счету так оно и было, но в тихих омутах копились незримые обиды, и лишь могущество тоталитарной власти удерживало свирепых даймё от взаимной резни в лучших традициях времен Асикага. Напряженность сохранялась постоянно, что в случае прямого конфликта создавало необозримый рынок сбыта мечей. Разумеется, мастерам было глубоко наплевать на проблемы кланов, поэтому они благоразумно готовились вооружать всех, а во избежание скандала выходных данных на клинках предпочитали не оставлять.

Достоверная оценка анонимного меча предполагает учет большого количества мелких признаков, в том числе - следов от жестокой сечи в виде зазубрин и зарубок. Особенно хорошо такие отметины видны на пластичных зонах клинка - боковой стороне Shinogi-ji и спинке Mune. Процесс же термической обработки расписан, точно в книге, кристаллическими структурами ниэ и ниои. Так, для клинков Бакумацу характерны строго определенные формы хамон, длинная линия которого вьется плавными изгибами, создавая ощущение прочности и мощи. Иногда на одной из сторон нанесена гравировка. Узор дзи-хада (Ji Hada) обычно в стиле ко-мокумэ (Ко Mokurne) с большими неправильными пятнами. Хвостовик средней длины, стройный и грациозный. Такие мечи делались для серьезных людей, многострадальных и уых, привыкших добиваться своего любой ценой.

Сочетание особенностей дает право отнести клинок к одной из нескольких влиятельных школ, а порой даже назвать конкретного мастера. Так, работы Ямаура Macao из дома Киёмаро отличаются плотным кружевом хада в стиле ко-мокумэ, с великолепными кристаллами ниэ. Рисунок хамон - типа Ко Gunome Midare (позднее сменился на простой Gunome с жестким и колким Midare). Хвостовики прекрасно отделаны, с мягким, легким ясури в стиле сюдзи-кай. Срез обычно оформлен как Ha-agari Kiri Jiri ( наклонный или скошенный каштан ).
Клинки школы Наотанэ имеют очень характерный признак - тобияки (Tobiyaki), сиречь островки закаленного металла в пластичной боковой зоне дзи (Ji).
Острие в стиле Ichimai Boshi ясно говорит о принадлежности мастера к дому Юкихидэ, представители коего просто копировали работы школы Го.

Существует некий чрезвычайно важный момент, с которого начинается оценка любого меча - речь идет о Го-кадэн (Gokaden), пяти основных школах или направлениях. Каждая из них характеризуется рядом устойчивых породных признаков, присущих почти всем е изделиям, а названия всего лишь отражают географическое положение первоначального оплота стиля. Вот эти школы: Сошу-дэн (Soshu Den), Бизэн-дэн (Bizen Den), Мино-дэн (Mino Den), Ямасиро-дэн (Yamashiro Den) и Ямато-дэн (Yamato Den). Сам термин возник в эпоху Эдо для классификации старых мечей (кото), но фактически любой современный экземпляр может быть отнесен к одному из направлений. Кстати, возможно, для кого-то это станет новостью, но во всех разговорах о стилях, школах и формах подразумевается клинок и только клинок в его первозданном виде. Ни рукоятки, ни ножны, ни украшения не имеют к полированной стали даже косвенного отношения, хотя и учитываются при оценке. Дело в том, что хорошая полоса за долгий век обычно меняла несколько комплектов монтировки, каждый из которых выходил из рук узкого специалиста, и ценность меча на девять десятых традиционно определяется его клинком.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Когда японец вне дома

News image

Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас.

Искусницы гейши

News image

Проституция в Японии существует уже очень давно.

Национальный дом японца

News image

Статистики утверждают, что многие из типичных японских домиков, в которых обитает большинство населения страны, в знач...

Японское жилье и традиционный японский дом

News image

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предост...