История синтоизма

Культура и традиции - Японские религии

история синтоизма

Синтоизм как единая религия стал появляться в Японии после создания раннего государства с центром в области Ямомото. В то время множество разрозненных культов всевозможных племен стали превращаться в единую веру с главным божеством в лице прародительницы Аматерасу, являющейся покровительницей родового дома императора.

После появления в 702 году свода законов Тайхорё , помимо образования Японии по китайскому типу, было ещё и организовано управление с названием дзингикан , занимавшееся земными и небесными божествами и их делами. При этом, такое управление было самым главным в системе административного управления Ямато. Под его контролем были все крупные храмы, а также синтоистские праздники и церемонии, в том числе и с участием императора.

Для того, что бы заметным образом укрепить власть династии правителей, в начале 8-го века, были составлены так называемые Нихонги и Кодзики , включавшие в себя все мифы о божествах знатных родов с удобными для знати изменениями.

Другой попыткой систематизировать синтоизм, было создание Энгисики . Первые 10 свитков которого, включали в себя имена богов в тех или иных храмах, порядок главных в синтоизме церемоний, описание предметов для их проведения, а также правила организации жертвоприношений и тексты нарито (молитвы в нашем понимании).

После того как в 6 веке с континента пришел буддизм, он был хорошо воспринят властями, которые пытались привести к мирному сосуществованию двух религий. Само название синто от того и произошло, что бы отличить религию синтоизма, в которой основу занимали культы и обряды, и буддизм, в котором особое значение уделялось внутреннему миру человека. С инициативы властей синтоистские “ками” были объявлены покровителями новой религии, а чуть позже начало считаться, что буддизм пришел в Японию для того что бы спасти как самих ками , так и других существ духовного плана. После этого, большинство синтоистких храмов за исключением главных святилищ Исэ и Идзумо, обзавелись своими буддистскими часовнями. Уже в 9-11 веках, буддизм стал официальной японской религией. После, сменилась и реальная власть. На смену реальной власти императора пришла власть знати, а затем, в 12 веке, пришла очередь властвования сёгуната. Император же, остался в роли священнослужителя, за которым закрепилась власть лишь над синтоистскими обрядами.

В условиях очень сильного влияния буддизма, которое проявлялось в новом оформлении синтоистских храмов и новых праздниках, синтоизму в лице духовенства пришлось принимать меры по укреплению его позиций среди жителей Японии. Среди принятых мер было создание собственных доктрин (чего ещё никогда не было, если вспомнить саму суть синто ). Всё дело в том, что всевозможные догмы создавались теми людьми, которые слишком прониклись учением буддизма. Так что уже примерно к 14 веку, “синто’’ распалось на несколько направлений, в которых немаловажное значение уделялось именно теории. Появились также учения на основе смеси синто и буддизма. Такие как рёбу-синто, санно-синто. Согласно которым все боги от синто есть ничто иное, как одно из проявлений Вайрочаны, или так называемого космического Будды. А вот согласно учению Исэ-синто, истоки которого находятся в храме Исэ, сердце человека может стать единым с “ками” во время его очищения производимого особыми обрядами. Только человек с чистым как зеркало сердцем, мог быть по настоящему счастливым, считали последователи Исэ-синто. Примкнувший к этому направлению Китабатакэ Тикафуса, как раз и написал трактат Дзино сётоки , который через понятие особый японский путь впервые указал на особое предназначение императоров, которые являются воплощением богов. Он же указал на Японию, как на страну богов и был создателем учения о мече, зеркале и яшмовых подвесках. Последние, символизировали собой мудрость, правдивость и милосердие. Стоит отметить, что существующий мир по учению Исэ-синто, состоял из Неба, Земли и, конечно же, человека. Но по сути, они были одним целым.

Буддизм как основная религия существовал до 1868 года. Тем не менее, в особо тяжелый для Японии час, синтоизм возвращал себе былую силу, для того что бы объединить японскую нацию в единое целое. Так было и в 1603 году, когда военный диктатор Токугава Иэясу возродил миф о божественном происхождении династии императора. Но при этом вся власть как бы передавались самим императором дому Токугава. Когда же военно-феодальная диктатура себя изжила и пришло время перемен, те, кто были на стороне изменений, настаивали на возвращении императору его законной власти. Именно в этот момент, теория синтоизма и миф и о божественном прохождении императора получили дополнительный импульс. В этот период существовала также и школа национальной науки, которая продвигала учения о том, что все проблемы связанные с ослаблением влияния императорского дома исходят из чуждых и пришлых учений. Таких как буддизм и конфуцианство. Этой же школой был предложен кокутай , основной идеей которого было то, что во всех японцах живут небесные боги. И именно это придает им особые качества, которые превозносят их над другими народами, и делают их почтительными перед императором, как воплощением богини Аматэрасу в этом мире.

После восстановления полной императорской власти во время буржуазной революции 1867-1868 годов, буддизм был официально отвергнут и запрещен. Синтоизм оставался основной религией до 1882 года, когда была объявлена свобода в вероисповедании. Тем не менее, синтоизм оставался главной государственной религией, а само учение было обязательным предметов во всех школах и учебных заведениях. Свою отрицательную роль, в значительно искаженном виде, “синто” сыграл во время японо-китайской, русско-японской и второй мировой войны. Именно “синто”, в его официальной форме укрепляло власть императора Японии в его агрессивных стремлениях. Однако после поражения Японии во время второй мировой, оккупационные власти запретили синтоизм и его государственную поддержку, а сам Император перестал быть живым воплощением богини Аматэрасу. Но всё же, император остался символом единства всей Японии и сейчас. Его же ритуалы связанные с синтоизмом, более не имели характер государственного значения, а считались лишь его частным делом. Сам синтоизм сохранился только в синтоистских храмах. Таким образом, вместе с синтоизмом в Японии стали на равных правах сосуществовать такие религии как гонимый ранее буддизм, а также христианство.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Японцы в повседневной жизни

News image

Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио...

Японское жилье и традиционный японский дом

News image

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предост...

Когда японец вне дома

News image

Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас.

Японское общество и Японская преступность

News image

Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни.