Религия самураев. Синто. Конфуцианство

Культура и традиции - Военное ремесло

религия самураев. синто. конфуцианство

После завершения междоусобных войн противоречия между дзен и воспитанием воина по системе дзен стали более ощутимы. Самураи стали больше внимания уделять образованию. Многие из них даже становились художниками, поэтами и учителями.

Важное значение для японцев занимал культ синто, основной чертой которого было почитание сил природы, местных богов и предков. Тремя святынями синто считались мец, драгоценность и зеркало.

Меч (амэ-но муракумо-но-цуруги - меч небесных густых облаков) – символ самурайской храбрости. Драгоценность (ясакани-но магатама - сияющая изогнутая яшма) – любое ожерелье из нефрита, яшмы или драгоценный камень – символ доброты, совершенства, милосердия и твердости при управлении служил амулетом. Зеркало (ята-но кагами) – символ солнечной богини Аматэрасу и эмблема мудрости.
Все три символа служили жертвами, приносимыми богам, а иногда составляли «тело» или «облик» бога – синтай, который помещали в главном храме в закрытой его части – хонся. Кроме меча священным считалось и копьё, служившее амулетом от воровства и пожара.

Синто обязывало почитать души умерших предков, погибших воинов, обожествленных героев и императоров.

Синтоисты считали, что умершие предки становились богами и, оставаясь в мире живых, влияли на ход событий, судьбы людей. Почитание предков влекло любовь к родине как к «священному месту обитания богов и духов предков», а также «месту рождения» Аматэрасу – богини солнца.

Самураи особо чтили также синтоистского бога войны Хатимана, прототипом которого был император Японии Одзин. Хатиман помог отразить нашествие воинов Кореи, и с тех пор считается покровителем японских воинов.

Одновременно с синто в Японии появилось и конфуцианство, главным принципом которого считалась патриархальность, ставящая сыновнюю почтительность превыше всего. Считалось, что человека от животного отличает наличие пяти добродетелей. Первая - это человеколюбие, проявляющееся в добре. Вторая - справедливость – всё хорошее и справедливое (долг), всё, что соответствует разуму. Третья – благонравие, или скромность. Четвертая – мудрость, что значит знать причины явлений, различать добро и зло, и даже разбираться в том, что не видно глазу и не слышно уху. И пятая - правдивость. Конфуций говорил только о человеколюбии, так как считал, что оно включает в себя всё хорошее. Если человек следует пяти добродетелям, то в его жизни возникают пять отношений «горин»: родители и дети, господин и слуга, муж и жена, старшие и младшие братья, друзья.

Самураи очень ценили отношение «господин и слуга». Господин должен был содержать своих слуг и смотреть на это, как на милость с их стороны, так как жил их трудом. Слуги же в свою очередь обязаны были служить господину и в благодарность быть готовыми отдать за него жизнь. Такие отношения считались «справедливыми».

В бусидо идея верности и понятие долга стояли на первом плане. Верность господину выражалась не только в готовности пасть за него, но и в следовании за хозяином в случае его смерти.

Делая вывод, можно сказать, что в религиозном мировоззрении самураев сплелись элементы трех религий, оказавших на них огромное влияние. Другие большие религии оказали на самураев меньшее влияние, чего нельзя сказать о христианстве, появившемся в XVI в. вместе с португальцами. В 1598 г.в армии Тоётоми Хидэёси половина воинов была христианской. Но христианство недолго просуществовало на японской земле, так как сёгуны опасались угрозы для государственного строя страны, которую могли принести иностранцы.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Якудза - японская мафия

News image

В любой развитой стране есть не только законопослушные граждане.

Когда японец вне дома

News image

Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас.

Кусатсу

News image

На севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним...

Городская японская квартира

News image

В японских городах получили распространение несколько типов квартир: двух-, трех-, четырех - и пятикомнатные; в них-то...