Изготовление и культ оружия. Язык меча

Культура и традиции - Военное искусство

изготовление и культ оружия. язык меча

В начале XVII в. мечи практически уже не применяются и становятся лишь символом сословия воинов. Появляются «новые мечи» (синто) - «кото». Самураи стали обращать больше внимания на художественное оформление мечей, богатство декора, затрачивая на покупку огромные суммы. Даже самый бедный самурай мог иметь клинок из хорошей стали и в превосходной оправе. Ради меча самурай мог пожертвовать и своей собственной жизнью, и жизнью членов своей семьи. Такое отношение привело к появлению культа меча, который в свою очередь породил этику меча и относящиеся к нему строгие законы, нарушение которых смывалось только кровью.

Своеобразный язык меча позволял объясняться без слов. Например, в дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только даймё или буси рангом выше хозяина, причём оружие вошедшего клали на подставку для меча недалеко от гостя. В других случаях меч следовало оставлять в прихожей, иначе это могло быть расценено как оскорбление. Большой меч во время приветствия вынимали из-за пояса и клали, становясь на колени, по правую сторону от себя, показывая доверие к хозяину и доброжелательность. Если же хозяин держал свой меч на полу слева, это означало недружелюбное отношение к гостю.

Во время дружеского общения с хозяином гость мог оставить свой большой меч в соседней комнате или отдать его слуге, который принимал меч с величайшим почтением и на вытянутых руках в шёлковом платке относил к стойке. Во время беседы мечи клали так, чтобы рукоятки были обращены на владельца, а клинок в ножнах - на собеседника. Короткий меч чаще всего оставался за поясом.

Во время официальной встречи положить меч рукоятью к собеседнику означало нанести ему страшное оскорбление. Ещё большим оскорблением считалась попытка притронуться к мечу без разрешения хозяина, а тем более - наступить на меч или отбросить его ногой.

Так же строго следили за обнажением клинка, который можно было вытащить из ножен только тогда, когда владелец меча хотел показать лезвие другу. Меч обычно вынимали для этого наполовину. Обнажённый меч (сираха или хакудзин) означал враждебность и разрыв дружбы. Если владелец меча всё же хотел показать весь клинок, то он отдавал оружие другу. Тот в свою очередь, многократно извиняясь и делая комплименты по полагающемуся этикету, мог вынуть меч из ножен.

В напряжённой обстановке притронувшись к мечу, можно было спровоцировать инцидент. Если самурай видел, что сосед поглаживает или поворачивает рукоять своего меча, он немедленно обнажал клинок. То же самое происходило, если в тесноте сосед невежливо отпихивал мешающие ему ножны. Бряцанием гардой о ножны можно было вызвать человека на поединок. Нечаянный жест мог погубить человека.
То же самое правило действовало и для другого холодного оружия – копья, которое необходимо было держать в футляре, так как обнажённое на улице оружие (суяри) в глазах японцев являлось смертельным оскорблением.

С мечом была связана масса суеверий. Иногда слово «меч» не произносилось; на оружие в данном случае накладывалось табу. Например, короткий меч вакидзаси в буквальном переводе означает «на боку воткнутое».

Самурай никогда не расставался со своими мечами. Они всегда были на самых видных местах в доме: в специальной нише – токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей, называемой «татикакэ» или «катанакакэ». Ночью меч клали в изголовье на таком расстоянии, чтобы их можно было легко достать рукой.

Во время переправ через реки и небольшие озёра самураи очень бережно обращались со своим оружием: старались не погружать его в воду, надевали на рукояти мечей специальные чехлы, чтобы в них не попала влага. Такое отношение к мечу сохранилось и в императорской армии после буржуазной революции Мэйдзи вплоть до разгрома империалистической Японии во второй мировой войне.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Японское общество и Японская преступность

News image

Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни.

Зеленый парк статуй в городе Убе

News image

Убе - довольно неприметный японский город с численностью около 172 тысяч человек, административно включенный в префектур...

Городская японская квартира

News image

В японских городах получили распространение несколько типов квартир: двух-, трех-, четырех - и пятикомнатные; в них-то...

В чем японцы ходят дома

News image

Начну с того, в чем ходят. Ходят в буквальном смысле.