Культура и традиции - Военное искусство
В начале XVII в. мечи практически уже не применяются и становятся лишь символом сословия воинов. Появляются «новые мечи» (синто) - «кото». Самураи стали обращать больше внимания на художественное оформление мечей, богатство декора, затрачивая на покупку огромные суммы. Даже самый бедный самурай мог иметь клинок из хорошей стали и в превосходной оправе. Ради меча самурай мог пожертвовать и своей собственной жизнью, и жизнью членов своей семьи. Такое отношение привело к появлению культа меча, который в свою очередь породил этику меча и относящиеся к нему строгие законы, нарушение которых смывалось только кровью.
Своеобразный язык меча позволял объясняться без слов. Например, в дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только даймё или буси рангом выше хозяина, причём оружие вошедшего клали на подставку для меча недалеко от гостя. В других случаях меч следовало оставлять в прихожей, иначе это могло быть расценено как оскорбление. Большой меч во время приветствия вынимали из-за пояса и клали, становясь на колени, по правую сторону от себя, показывая доверие к хозяину и доброжелательность. Если же хозяин держал свой меч на полу слева, это означало недружелюбное отношение к гостю.
Во время дружеского общения с хозяином гость мог оставить свой большой меч в соседней комнате или отдать его слуге, который принимал меч с величайшим почтением и на вытянутых руках в шёлковом платке относил к стойке. Во время беседы мечи клали так, чтобы рукоятки были обращены на владельца, а клинок в ножнах - на собеседника. Короткий меч чаще всего оставался за поясом.
Во время официальной встречи положить меч рукоятью к собеседнику означало нанести ему страшное оскорбление. Ещё большим оскорблением считалась попытка притронуться к мечу без разрешения хозяина, а тем более - наступить на меч или отбросить его ногой.
Так же строго следили за обнажением клинка, который можно было вытащить из ножен только тогда, когда владелец меча хотел показать лезвие другу. Меч обычно вынимали для этого наполовину. Обнажённый меч (сираха или хакудзин) означал враждебность и разрыв дружбы. Если владелец меча всё же хотел показать весь клинок, то он отдавал оружие другу. Тот в свою очередь, многократно извиняясь и делая комплименты по полагающемуся этикету, мог вынуть меч из ножен.
В напряжённой обстановке притронувшись к мечу, можно было спровоцировать инцидент. Если самурай видел, что сосед поглаживает или поворачивает рукоять своего меча, он немедленно обнажал клинок. То же самое происходило, если в тесноте сосед невежливо отпихивал мешающие ему ножны. Бряцанием гардой о ножны можно было вызвать человека на поединок. Нечаянный жест мог погубить человека.
То же самое правило действовало и для другого холодного оружия – копья, которое необходимо было держать в футляре, так как обнажённое на улице оружие (суяри) в глазах японцев являлось смертельным оскорблением.
С мечом была связана масса суеверий. Иногда слово «меч» не произносилось; на оружие в данном случае накладывалось табу. Например, короткий меч вакидзаси в буквальном переводе означает «на боку воткнутое».
Самурай никогда не расставался со своими мечами. Они всегда были на самых видных местах в доме: в специальной нише – токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей, называемой «татикакэ» или «катанакакэ». Ночью меч клали в изголовье на таком расстоянии, чтобы их можно было легко достать рукой.
Во время переправ через реки и небольшие озёра самураи очень бережно обращались со своим оружием: старались не погружать его в воду, надевали на рукояти мечей специальные чехлы, чтобы в них не попала влага. Такое отношение к мечу сохранилось и в императорской армии после буржуазной революции Мэйдзи вплоть до разгрома империалистической Японии во второй мировой войне.
Читайте: |
---|
Японская кухня и прочие японские блюда![]() Основой как традиционного, так и современного японского питания является, как известно, рис. |
Аспекты жизни японии сегодняЯпонские острова – одни из наших ближайших соседей. Всего лишь несколько километров отделяют японский Хоккайдо от нашего... |
Японская школа и школьная программа Японии![]() Школа в Японии делится на три ступени: • Начальная школа (1-6 классы) — сёгакко , • Средняя школа (7-9 классы) — т... |
Японцы в повседневной жизни![]() Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио... |
Харада Саносукэ: один из СинсэнгумиХарада Саносукэ (Harada Sanosuke, 原田 左之助; годы жизни: 1840 – 6-е июля 1868 гг.) был самураем, жившим в конце эпохи Эдо. |
Hayashibara MegumiС детства Хаясибара мечтала стать актрисой, а потому прошла сложный конкурс и обучение на курсах компании Art Vision. |
Огневые атаки![]() Суньцзы сказал: «Существует пять видов огневых атак: первый, когда сжигают людей; второй, когда сжигают провиант; тре... |
Основные принципы дзюдо![]() Кано первым из всех японских мастеров в своем учении начал применять понятие «до», что означает «путь», в то время как... |
Боевые искусства в их спортивном аспекте![]() В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по в... |