Культура и традиции - Военное искусство
Токугава Иэясу объединил Японию в начале XVII в. и провозгласил себя сёгуном в 1603, закончив начатое дело Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.
Но объединение страны было условным, так как в Японии все еще существовали более 200 княжеств, обладавших автономией. Тем не менее, политическое единство благоприятно отразилось на экономике и способствовало подъёму культуры. Власть сёгуната продолжала крепнуть, а самурайство стало применяться только для подавления народных волнений. Правительство Токугавы запретила даймё вести междоусобные войны и выступать против центральной власти. У даймё, выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения.
В первые же годы даймё были поделены на три группы. В высшую группу входили госанкэ – родственные Токугава семьи (Кин, Мито, Овари). Вторая группа – фудай-даймё – князья, находившиеся в вассальных отношениях к сёгуну. Третья группа - тодзама-даймё, т.е. даймё, враждебные дому Токугава в его борьбе за центральную власть. В последнюю группу входили феодалы, земли которых конфисковывались и передавались сторонникам Токугава или распределялись между владениями фудай-даймё для того, чтобы предотвратить заговоры против правительства. Для этой же цели было введено заложничество (санкин-кодай), которое означало, что даймё через год пребывания в своём поместье должны были жить в Эдо и держать свою семью в заложниках.
Кроме того, за даймё и их поместьями следили особые чиновники сёгуна - мэцукэ (букв.: «прикреплённый глаз»), которым подчинялась секретная служба, состоявшая из инспекторов, незамедлительно докладывавших о любых инцидентах своему начальству.
Одной из важных задач для третьего сёгуната было сохранение политического и общественного строя Японии. Сословная система осталась почти неизменной, за исключением деления горожан на ремесленников и купцов. Классовая структура эпохи Токугава называлась «си - но - ко – сё» - «самураи - крестьяне - ремесленники – купцы». Эти сословия вместе назывались «симин». Самураи считались цветом нации и стояли на высшей ступени общественной лестницы. За ними следовали крестьяне, так как земледелие считалось благородным занятием. Далее шли ремесленники и купцы. На самой низшей ступени стояли нищие («хинин» - «не человек») и «эта» - парии (отверженные), которые выполняли самые грязные работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот.
Совершенно обособленно держалась придворная аристократия (кугэ) - прослойка господствующего класса, занимавшая более высокое место, чем самураи, но лишённая всякой политической власти. В сословии воинов также было введено иерархическое деление: самураи высшего ранга – даймё (военная знать), три класса (госанкэ-, фудай - и тодзама-даймё) и феодальные князья, различавшиеся по размерам территории. Владельцы провинций назывались «кунимоти», или «кокусю»; владельцы замков – «сиромоти», или «дзёсю»; владельцы поместья – «рёсю». Была также сформирована новая прослойка самурайства - хатамото (букв.:«знаменосцы»), или дзикисан (непосредственные вассалы), которые, как и гокэнин, были годзики-сан, т.е. самураями, подчинявшимися бакуфу и сёгуну. Но хатамото, в отличие от гокэнин, имели больше привилегий. Хатамото и гокэнин также делились на категории: фудай и гохо. Ниже хатамото и гокэнин по социальному статусу стояли вассалы вассалов - байсин, или самураи, находившиеся в подчинении местных даймё. Последнее место в сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам - асигару, или кэнин. Вне всех этих категорий стояли ронин, или роси - самураи, утратившие место в своём клане (хан). Они покидали своего господина по его принуждению или же добровольно (например, для кровной мести, после исполнения которой могли вернуться к своему хозяину).
Читайте: |
---|
В чем японцы ходят дома![]() Начну с того, в чем ходят. Ходят в буквальном смысле. |
Японцы в повседневной жизни![]() Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио... |
Японское жилье и традиционный японский дом![]() Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предост... |
Как японцы вступают в брак?![]() В Японии существует поговорка: «Продай последний котелок, но возьми хорошую жену». |
Masanori Kitaro / Takahashi./Когда он учился в высшей школе (в США), он полюбил музыку Soul и Rhythm-Blues. Его кумиром стал Otis Edding. Kitaro самостоятельно научился играть н... |
DJ KrushБольшинство людей думает, что хип–хоп — это речитатив, наложенный поверх характерного, ломанного ритма. |
Чем должен обладать самурай![]() Самурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтоб... |
Буси до. Роль личности. Двойственность принципов![]() Многие принципы бусидо имеют двойственный характер. Например, если самурай, обладающий чувством скромности, вел себя с... |
Отопление по-японски![]() В Японии нет привычной нам системы центрального отопления когда горячая вода подается по трубам от ТЭЦ. |