Япония и Соединённые Штаты Америки

Путеводитель - Политика Японии

япония и соединённые штаты америки

До XX века

В США антияпонские настроения присутствовали задолго до начала Второй мировой войны. Ещё в конце XIX в. азиатские иммигранты могли ощутить на себе всю «прелесть» расовых предрассудков в этой стране. Например, в отношении азиатов в целом и японцев в частности были приняты откровенно дискриминационные законы: многие из этих законов гласили, что азиаты не могут стать гражданами США и не могут обладать основными правами, например, владеть землёй. Эти законы очень пагубно повлияли на вновь прибывших иммигрантов, поскольку многие из них были крестьянами и у них не было иного выбора, кроме как стать работниками-мигрантами. Также есть данные, что Союз о недопущении азиатов (Asiatic Exclusion League) начался с антияпонского движения в Калифорнии.

Начало XX века

Антияпонский расизм в Калифорнии стал ещё более и более ксенофобским после победы Японии над Россией в Русско-японской войне. 11-го октября 1906 г. в Сан-Франциско Калфорнийский комитет по вопросам образования принял постановление, согласно которому дети японского происхождения в обязательном порядке должны были посещать отдельные школы. В то время японские иммигранты составляли около 1% от общего населения Калифорнии, многие из них переехали сюда на основании договора 1894 г., гарантирующего свободную иммиграцию из Японии.

Также в США резко раскритиковали японское вторжение в Китай в 1931 г. и аннексию Маньчжурии. Кроме того, усилия граждан, возмущённых зверствами японцев в Нанкине (т.н. «Нанкинская резня»), привели к призывам к экономическому вмешательству США, посредством которого предполагалось выдворить Японию из Китая. Также эти призывы сыграли определённую роль в формировании американской внешней политики.

Поскольку до сведения американского правительства доходило всё больше и больше сообщений о неблаговидных действиях японцев, то из-за беспокойства о народе Китая и американских интересах в Тихом океане были наложены эмбарго на нефть и другие поставки в Японию. Кроме того, европейское население США в то время стало весьма прокитайским и антияпонским, что проявилось, к примеру, в массовой кампании среди женщин, которые прекратили покупать шёлковые чулки, поскольку материал для них поставлялся из Японии через её колонии.

Когда в 1937 г. вспыхнула вторая Китайско-японская война, западная общественность была явно настроена в пользу Китая, а сообщения очевидцев о японских зверствах, нацеленных против гражданского населения Китая, передаваемые западными журналистами, ещё больше укрепили антияпонские настроения в тогдашнем обществе.

При этом среди афроамериканцев ходили совершенно противоположные настроения: так Пацифистское движение Восточного мира (Pacific Movement of the Eastern World, PMEW) обещало равенство и землю под японским правлением. В этом движении принимали участие тысячи человек, которые надеялись на освобождение от превосходства белой расы с прибытием Японской императорской армии. Они также копили оружие.

Во времена Второй мировой войны

Наиболее глубокие причины для антияпонских настроений за пределами Азии зародились во время нападения на Перл-Харбор, который японцы атаковали внезапно. Многие американцы считают, что воскресное утреннее нападение «украдкой» на Перл-Харбор без объявления войны является не более чем трусостью. И после этого нападения по всей стране распространилась выдача лицензий на «охоту на япов».

Поведение японцев во время войны фактически не уменьшило антияпонские настроения, напротив, их поддерживали возмутительные обращения с американскими и другими военнопленными.

Произволы, связанные с вооружёнными силами, включали убийство военнопленных, использование военнопленных в качестве «рабов» в японской промышленности, Батаанский «марш смерти» (после захвата полуострова Батаан, японские военные власти отправили колонну военнопленных американцев и филиппинцев в лагерь. «Марш» продолжался 6 дней, в течение которых тысячи военнопленных американцев и филиппинцев умерли от жары, жажды, голода и истощения, а также были добиты японской охраной), атаки камикадзе на корабли союзников, зверства, совершённые на острове Уэйк (это атолл, состоящий из коралловых рифов Уилкс, Пил и Уэйк в центральной части Тихого океана между островами Гуам и Мидуэй. После нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 японцы после 14-дневной блокады захватили атолл, который оставался в их руках до 1945 г. С 1899 г. принадлежит США.) и в других местах.

Японские военные преступления, которые не так хорошо известны, как военные преступления нацистов, зачастую равнялись им по степени жестокости. В те времена японское правительство потворствовало гнусным медицинским экспериментам на «живом человеческом материале» и по имеющимся оценкам японцы за тот период убили в Азии от 3-х до 10-ти млн. человек. Подробнее о некоторых медицинских экспериментах читайте ниже, в разделе, посвящённом Филиппинам.

Американский историк Джеймс Дж. Вайнгартнер (James J. Weingartner) приписывает очень малое количество японцев среди военнопленных, захваченных США, двум факторам: японскому нежеланию сдаваться и широко распространённому среди американцев «убеждению, что японцы были «животными» или «нелюдями» и поэтому недостойны нормального для военнопленных режима». Последний довод также подтверждает Фергюссон, который утверждал, что «войска союзников часто рассматривали японцев так же, как немцы – русских», т.е. как «untermenschen», «нелюдей». По Вайнгартнеру, множество американских военных рассматривали борьбу с японцами больше как охоту на бесчеловечных тварей, нежели как войну.

Американское убеждение, что японцы – «животные» и «нелюди», а также нежелание самих японцев сдаваться войскам союзников привели к тому, что в октябре 1944 г. в союзнических лагерях военнопленных насчитывалось всего 604 японца.

Вайнгартнер также приписывает дегуманизации врага бомбардировку Хиросимы и Нагасаки: «Широко распространённое мнение о японцах как о «нелюдях» привело к появлению эмоционального контекста, послужившего оправданием для принятия решений, приведших к гибели сотен тысяч людей».

На второй день после бомбардировки Нагасаки, Трумэн заявил: «Похоже, это единственный язык, который они понимают. Если вы имеете дело со зверем, то вы должны относиться к нему, как к зверю. Это весьма прискорбно, но, тем не менее, это верно».

Также, приблизительно 112-120 тыс. японских мигрантов и американцев японского происхождения с Западного побережья были интернированы вне зависимости от их отношения к США или Японии. При этом значительная популяция японцев на Гавайях не была переселена в массовом порядке, несмотря на свою близость к жизненно важным военным областям.

Кроме того, японское нежелание сдаваться и извращённое представление о японцах в глазах американцев были отражены в американском пропагандистском фильме «Моя Япония». Любопытно, что этот фильм изображает японцев очень похожим образом, как это сделано в собственных пропагандистских фильмах японского правительства.

И напоследок, опрос общественного мнения, проведённый в 1944 г., показал, что 13% опрошенных американцев выступили за истребление вообще всех японцев.

После Второй мировой войны

В 1970-х и 1980-х гг. успех тяжёлой промышленность США пошёл на спад, что привело к незамедлительным увольнениям и сокращению найма, тогда как коллеги-дельцы из Японии начали главное нашествие на американский рынок. Нигде это не было так заметно, как в автомобильной промышленности, где Большая тройка производителей («General Motors», «Ford» и «Chrysler») наблюдала, как их клиенты уходят к «Toyota» и «Nissan».

Тогда антияпонские настроения выразились в периодических публичных уничтожениях японских автомобилей, а в 1982 г. был убит Винсент Чинь (Vincent Chin) – китаец, по ошибке принятый американцами за японца и посему забитый до смерти.

Другие весьма символические поступки, включая продажу известных американских коммерческих и культурных символов – «Columbia Records», «Columbia Pictures» и Рокфеллеровский центр, известный как «Город в городе», продолжали раздувать антияпонские чувства. Подобная неловкость продолжалась и в начале 1990-х гг.

Поп-культура того времени не могла не отразить растущее недоверие американцев к Японии. Такие кинокартины как «Назад в будущее – 2» и «Робот-полицейский – 3» часто показывали, как американцы работают при японских начальниках. Книги тех дней от фильмов не отставали: так автор Майкл Крайтон (Michael Crichton), отдыхая от научной фантастики, написал «Восходящее солнце» («Rising Sun»), историю о таинственных убийствах (по которой позднее был снят фильм), в которой принимают участие японские бизнесмены, находящиеся в США. А в книге Тома Клэнси (Tom Clancy) «Долг чести» («Debt of Honor») автор намекает, что своим процветанием Япония обязана в первую очередь неравным условиям торговли.

Своего пика враждебность достигла в 1980-х гг., когда популярным стал термин «разгром Японии» («Japan bashing»), а в значительной степени она исчезла к концу 1990-х гг. Благосостояние Японии несколько уменьшилось с ростом экономики США и Интернет, в значительной степени переполненный антияпонскими настроениями, обернулся к другим вопросам.

2-го марта 2007 г., когда тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ публично отрицал, что японские военные в организованном порядке угоняли женщин в сексуальное рабство, снова был поднят вопрос о «женщинах для утех». Абэ заявил тогда: «Фактически, нет никаких доказательств, что это было принуждение в узком смысле этого слова».

До его высказывания группа законодателей из Либерально-демократической партии (ЛДП) стремилась также пересмотреть извинения, принесённые в 1993 г. Йохэем Коно (Yohei Kono) бывшим женщинам для утех [16], [17]. Далее «Нью-Йорк таймс» в своей передовице опровергла выдвинутое Абэ заявление: «Это были не коммерческие бордели. При отборе этих женщин использовалась сила – явная или скрытая, что делает [эти действия] серийными изнасилованиями, а не проституцией. Участие [в этих действиях] японской армии было закреплено в собственных военных документах японского правительства».

Кстати, по словам одного из бывших солдат Императорской армии, «всё это (действия Японии во время войны) не может быть прощено».

«Мы надеемся, что Япония принесёт искренние извинения и японо-китайские отношения улучшатся. Я продолжу приносить публичные извинения, чтобы ошибки прошлого не повторились», - сказал он.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Искусницы гейши

News image

Проституция в Японии существует уже очень давно.

Якудза - японская мафия

News image

В любой развитой стране есть не только законопослушные граждане.

История японской

News image

Кроме рисованной, в Японии бывает и обычная, с живыми актерами.

Аспекты жизни японии сегодня

News image

Японские острова – одни из наших ближайших соседей. Всего лишь несколько километров отделяют японский Хоккайдо от нашего...