Культура и традиции - Военное искусство
Экономическое благосостояние японских даймё определялась величиной их земельных владений, и кокудака - размером урожая риса как самого важного продукта обмена в Японии того времени.
Самураи в основном не имели земли и получали от даймё за службу (хоко) специальный паёк рисом - року. Хатамото, например, получали 10 тыс.коку риса, рядовым вассалам даймё выдавалось около 30 коку в год. Этим пайком самураи удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и кончая предметами роскоши. От цен на рис зависело благополучие и буси, и крестьян.
Землю (та) от даймё получали лишь старшие самураи, управлявшие определённой частью земель даймё. Эти самураи были главными вассалами князя - кунигаро. Содержались даймё и его вассалы за счёт крестьян («хомбякусё»), которые арендовали земельные наделы и платили за это ренту-налог (нэнгу), исполняя при этом всевозможные повинности. Основной налог на сельскохозяйственную продукцию должен был собираться по принципу «сико року мин»: «4 части - князю, 6 – народу», иногда «2 - князю, 1 – народу». Но государство забирало большую часть. Крестьяне были недовольны таким положением дел и очень часто организовывали вооруженные восстания, подавляемые самурайскими дружинами.
Укреплению порядка способствовали законодательные меры токугавских сёгунов. Один из указов («катана-гари» - «охота за мечами» декрет Хидэёси 1588 г.) закрепил разделение сословий воинов и народа, что должно было помешать ведению крестьянами вооруженной борьбы против князей. Указы и правила, регламентировавшие жизнь высших слоёв и простонародья, всякий раз подчёркивали сословные различия. Самураям позволялось иметь фамилию, носить два меча и одежду своего сословия, а крестьянам (даже зажиточным) было запрещено носить шёлковое платье, они ограничивались даже в потреблении риса. Сёгунат запрещал самураям заниматься торговлей, ремеслом и ростовщичеством, т.е. постыдными для благородного человека занятиями, а также освобождал их от уплаты налогов.
Закон строго охранял честь самурая. Одно из правил («кирисутэ гомэн», или «разрешение зарубить и оставить») основного административного уложения дома Токугава гласил: «Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его можно тут же зарубить».
Неподобающим по отношению к самураю считалось также неуважение его личности. Крестьяне должны были снимать шляпу при виде самурая. За неисполнение этого правила полагалось наказание. Другими словами, каждая встреча с самураем могла окончиться смертью.
Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Но это было и время ухудшения состояния экономики, финансовой системы. Не помогли даже реформы.
Обострялась и борьба за власть. Придворная аристократия выступала против сёгуната, считая, что самураи не занимаются полезными государственными делами. Сёгунату и феодальным князьям по мере развития товарно-денежных отношений и в связи с экономическими трудностями всё тяжелее было содержать самурайские дружины, которые часто распускали.
К середине XIX в. процесс разложения самурайства достиг апогея. Развал экономики вызвал наводнение рынков Японии дешевыми товарами Европы и Америки. Обострилась борьба между самурайской оппозицией и режима Токугава. В результате, режим Токугава был свергнут и восстановлена власть императора. Это восстановление было названо в японской истории «Мэйдзи-исин», или «обновление Мэйдзи».
Читайте: |
---|
Японцы в повседневной жизни![]() Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио... |
Японская школа и школьная программа Японии![]() Школа в Японии делится на три ступени: • Начальная школа (1-6 классы) — сёгакко , • Средняя школа (7-9 классы) — т... |
История японской![]() Кроме рисованной, в Японии бывает и обычная, с живыми актерами. |
Когда японец вне дома![]() Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас. |
Masanori Kitaro / Takahashi./Когда он учился в высшей школе (в США), он полюбил музыку Soul и Rhythm-Blues. Его кумиром стал Otis Edding. Kitaro самостоятельно научился играть н... |
Тайра-но Киёмори: «стремясь к власти»Тайра-но Киёмори (Taira no Kiyomori, 平 清盛; годы жизни: 1118-1181 гг.) – японский полководец конца эпохи Хэйан. |
Изготовление и культ оружия. Язык меча![]() В начале XVII в. мечи практически уже не применяются и становятся лишь символом сословия воинов. Появляются «новые меч... |
Японские боевые искусства сквозь призму веков. Истоки и![]() В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спе... |
Дзё-дзюцу![]() Систематическое использование в поединке боевой дубины - палки из твердого дерева, более короткой, чем бо, обязано сво... |