Хорю-Цзы, Нара

Культура и традиции - Архитектура Японии

хорю-цзы, нара

Хорю-Цзы (“Храм Процветающего Закона и Порядка” в переводе с японского языка) – это буддистский храмовый комплекс в городе Икаруга, Префектура Нара, Япония. Полное название этого комплекса звучит, как Хорю-Гакумондзы. Такое название этому храму дано по той причине, что храм был отличной школой, и в то же время монастырём. Хорю-Цзы широко известен в мире, как самый старый архитектурный комплекс в мире, полностью сделанный из дерева. Он является самым известным в Японии. В 1993 году его причисли к Объектам (знаменитым памятникам истории) Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В этом же году японское правительство причислило Хорю-Цзы к Национальным Сокровищам Японии.

История

Приказ о начале стройки этого храма отдал Принц Сётоку. Это был период в истории Японии, который называется “Икаруга-Дера” (это название встречается довольно редко). Чаще используется название – “Нара”. По письменным источникам, нам стало известно, что первый храм был здесь построен в 607 году. Постройка этого архитектурного комплекса была начата в честь буддистского бога Якуши Ниорай и отца Принца Сётоку.

В 1939 году в храме Хорю-Цзы производились археологические раскопки. Учёные подтвердили, что Храм Принца Сётоку, который назывался “Икаруга-Но-Мия”, находился в восточной части (её в Японии называют “То-Ин”, а западную часть называют “Сай-Ин”) современного архитектурного комплекса Хорю-Цзы. Также во время раскопок, археологи обнаружили остатки старого храмового комплекса. Он находился на юго-западе от храма Икаруга-Но-Мия. Предположительно, в 607 году, во время шторма, один из храмов был поражён молнией, начался большой пожар, который нанёс огромный ущерб – комплекс был почти полностью разрушен. Тогда этот комплекс назывался “Вакакуса-Гаран”. Некоторые считают, что это был умышленный поджог. Но эта версия имеет право на существование, хотя в Японии версию об умышленном поджоге не признают.

В 711 году, то есть примерно через 100 лет от начала стройки, храмовой комплекс Хорю-Цзы был переориентирован на северо-запад. Также этот памятник несколько подвергался большой реконструкции. Первый раз Хорю-Цзы реконструировали в 1374 году. Второй раз – в 1603 году.

Архитектура

Храм Сегодня

Нынешний храмовой комплекс Хорю-Цзы делится на две части - западная часть, которая называется Сай-Ин , и восточная часть, которая называется То-Ин . В западной части можно найти храм Кондо ( Золотой Храм в переводе с японского языка) и огромный пятиярусную пагоду Гоцу-Но-То. В восточной части находится храм Юмедоно ( Храм Мечтаний в переводе с японского языка), который имеет оригинальную, восьмиугольную форму. Этот храм находится в 122 метрах от западной части. Также в храмовом комплексе Хорю-Цзы можно найти маленькие монастыри, лекционные залы, библиотеки, столовые и многое другое.

Некоторые характеристики

Как мы все знаем, на развитие японской архитектуры сильно повлияли китайская (архитектура Восточного Ханя и Северного Вэйя) и корейская архитектурные (архитектура Трёх Королевств) стили. Храмовой комплекс Хорю-Цзы не стал исключением. В находящихся здесь храмах, можно найти много общего с китайскими и корейскими храмами того же исторического периода.

Нужно сказать, что реконструкция пошла этому архитектурному комплексу на пользу. После неё Хорю-Цзы стал сочетать в себе два разных архитектурных стиля - стили двух разных исторических периодов - Асуко и Нара. И это мы можем видеть только здесь, в Хорю-Цзы. Однако не нужно думать, что этот комплекс - это типичный представитель того или иного архитектурного стиля, это не так, в нём сочетаются несколько стилей, и это является одной из прелестных особенностей этого комплекса.

Ещё одной такой особенностью является расположение храмов в комплексе. Большинство японских храмов, построенных в период Асуко, очень сильно напоминали своих китайских и корейских прототипов, причём они были похожи во всём - и в архитектуре, и в расположении, и во всём остальном. Однако в Хорю-Цзы, всё было не так - главные ворота, пагода Гоцу-Но-То, храм Кондо и лекционный зал располагались в ряд, как бы по прямой линии. Но после известной реконструкции, в течение которой храмовой комплекс был переориентирован, пагода Гоцу-Но-То и храм Кондо расположили недалеко друг от друга во внутреннем дворе, как бы бок о бок.

Ещё один пример, который был найден при раскопках в Ямада-Дера, разрушенный храм, который был построен в 643 году. Он, так же, как и Хорю-Цзы, сочетал в себе несколько архитектурных стилей, например, стиль коридоров и различных проходов. Однако в храме Ямада-Дера окна были намного толще и больше, чем в Хорю-Цзы, где окна были всё же немного тоньше, и они располагались на больших расстояниях друг от друга.

Но, несмотря, на всю свою неповторимость и красоту, в храмовом комплексе Хорю-Цзы всё же есть некоторые сходства с храмом Юньянь (Северный Вэй, Китай). Например, колоны, которые поддерживают всё здание, или некоторые украшения и обозначения на храмах.

Нужно ещё сказать, что все вышеперечисленные архитектурные детали присущи только храмам, которые построены в исторический период Асуко. К храмам, которые были построены в период Нара, они не имеют никакого отношения.

Пагода Гоцу-На-То

Пагода Гоцу-На-То - это один из храмов в комплексе Хорю-Цзы. Он находится в западной части комплекса, которая называется Сай-Ин . Высота этого храма составляет 32,45 метров. Храм состоит из 5 этажей. Пагода является одним из самых известных и самых старых храмов, полностью сделанных из дерева. Как показал дендрохронологический анализ, деревья, которые были использованы при строительстве этого храма, были срублены в 594 году, а сам комплекс, как мы знаем, начали строить в начале VII века. Фундамент этого сооружения составляет три метра. Он состоит из деревьев, которые вкопаны вниз. Низ этого здания предназначен для хранения реликвий и сокровищ. И хотя пагода имеет целых 5 этажей, не все они функционируют, если можно так выразиться, то есть, на верхних этажах почти ничего нет. Скорее всего, это здание строили не для того, что бы там что-то хранить или др., его строили для красоты, что бы люди понимали величие Хорю-Цзы, его значимость. А для хранения сокровищ и других вещей в этом храмовом комплексе построили другие менее красивые и значимые здания!

Главный храм

Главный Храм Кондо

Кондо, пожалуй, самый известный храм в комплексе Хорю-Цзы. Он располагается в западной части комплекса - Сай-ин , недалеко от пагоды Гоцу-Но-То. Высота этого храма составляет примерно 19 метров. Наряду с пагодой, Кондо является одним из самых известных и самых старых храмов, которые полностью сделаны из дерева. Кондо - это двухэтажное здание. Каждый этаж имеет крышу, которая на концах имеет большой загиб, характерный только азиатской архитектуре. Первый этаж этого храма имеет двойную крышу, которая называется Мокоши. Эту крышу сделали в исторический период Нара, что бы поддержать всю конструкцию, иначе храм попросту разрушился.

26 Января 1949 года храм Кондо, как и весь комплекс, горел. Здесь был большой пожар. К счастью, его удалось потушить. Но здание от пожара сильно пострадало, в особенности первый этаж, там почти полностью сгорел весь пол и стены, на которых были фрески. В этом же году храм Кондо начали восстанавливать и реконструировать. Эта работа была закончена в 1954 году, но итак было потеряно много ценностей.

Дендрохронологический анализ доказал, что при стройке храма Кондо использовались деревья, которые были срублены в середине VII века. Но после пожара, о котором говорилось выше, практически все старые брёвна пришлось заменить. Это одно из доказательств того, что храм Кондо уже строился в то время, когда прежний комплекс Вакакуса-Гаран был сожжён дотла в 670 году, как говорят летописи.

В главном зале храма Кондо стоят бронзовые статуи буддистских богов Якуши Ниорай, Амиды и другие национальные сокровища. Все стены в зале украшены разными рисунками и фресками. Они были реставрированы в 1967 году.

Юмедоно ( Зал Мечтаний в переводе с японского языка)

Храм Юмедоно - одно из самых красивых и значимых сооружений в восточной части комплекса, которая называется То-ин . Юмедоно был построен на месте прежнего храма Икаруга-Но-Мия, личного храма Принца Сётоку. Храм был построен в 739 году, что бы успокоить дух принца Шотоку после большого пожара, который почти полностью разрушил комплекс Хорю-Цзы. Храм получил своё название в исторический период Хеян. В то время существовала легенда, по которой Будда спустился на Землю в обличии принца Шотоку. Он посещал этот храм. Также в нём располагается известная статуя Юмедоно Каннон (Кусе Каннон, или Гузе Каннон). Эта статуя считается священной в Японии и выставляется на всеобщее обозрение только несколько раз в год.

Сокровища храма

Сокровища этого храмового комплекса относятся, в основном, к VI-VII вв. Как говорилось раньше, на японский архитектурный стиль большое влияние оказали китайский, корейский и индийский стили. В Японии можно встретить очень много храмов и других сооружений, которые очень схожи с китайскими, корейскими и индийскими зданиями.

То же самое можно сказать и про искусство. Можно даже сказать, что влияние на искусство другие азиатские страны оказали намного больше, чем на архитектуру. Особенно в то время, когда Хорю-Цзы строился. На стенах его храмов очень много различных фресок и рисунков, которые очень схожи с фресками и рисунками, сделанных в других азиатских странах и намного раньше. Со скульптурами и бюстами дело обстоит также. Нужно отметить, что в древности между странами Восточной Азии была отличная культурная связь.

В Национальном Музее в Токио хранятся около 300 экспонатов, которые имеют отношение в Хорю-Цзы. Они были пожертвованы Имперскому Дому в 1878 году. Некоторые из этих экспонатов выставлены на всеобщее обозрение. Некоторые из этих экспонатов были оцифрованы и добавлены в коллекцию Национального Музея в Токио. Любой желающий может ознакомиться с этой богатой коллекцией. Ссылка - Horyu-Ji at Tokio National Museum.

Фрески храма

Одним из главных украшений храмового комплекса Хорю-Цзы, конечно же, являются бесподобные фрески в храмах. Особенно много фресок в храме Кондо. В нём всего около 50 стен - 4 большие стены, 8 средних стен и 38 маленьких стен. На всех них мы можем найти одно из произведений искусства - настенные фрески. Как известно, в 1949 году здесь был большой пожар, который нанёс огромный ущерб комплексу, после него в храме Кондо осталось мало оригинальных фресок (20 маленьких стен), которые сохранились ещё с VII века. Во время почти все фрески выгорели, сегодня их остатки хранятся в одном из местных музеев. На их месте сделали новые фрески, которые являются точными копиями тех, оригинальных фресок.

Самая большая фреска расположена на 4 больших стенах храма Кондо. Здесь мы можем видеть фреску Чистая Земля ( Йодо ), на которой изображены буддистские боги Шака, Амида, Мироку и Якуши Ниорай. Здесь можно заметить одно большое сходство этой фрески с фресками, найденными в Аджанте (Индия) и Дуньюань (Китай). Но мы уже говорили о том, что буддистская культура в Китае и Индии оказала большое влияние на японскую культуру.

Предположительно, эти фрески были выполнены в VII - VIII вв., их авторами, скорее всего, были буддистские монахи Тори и Дончо, которые жили в городе Икаруга и служили в храмах Хорю-Цзы в то время. Но это пока, всего лишь предположение.

Постройка храма

Некоторые письменные источники рассказывают нам, что для постройки новых архитектурных комплексов Принц Сётоку пригласил буддистских мастеров и ремесленников из Кореи. Они прибыли примерно в конце VI в. из корейского королевства Баекдже. Именно с этим королевством у Принца Шотоку были более или менее близкие торговые и культурные отношения. Прибывшие мастера поселились в городе Нанива (недалеко от нынешнего мегаполиса Осаки), где ими был построен храм Шитенно-дзы.

Также этими мастерами был построен и Хорю-Цзы. Это даже отчётливо видно, все храмы в этом архитектурном комплексе сильно напоминают корейские храмы того же периода. Но все эти храмы не сохранились до наших дней, а Хорю-Цзы сохранился, причём очень хорошо, и именно по нему мы можем видеть какие величественные и прекрасные архитектурные сооружения возводились в Восточной Азии в V-VII вв.

Статуи храма

Статуя Якуши Ниорай

Эта статуя была сделана во времена, когда храмовой комплекс Хорю-Цзы только строился. Её удалось спасти после большого пожара, который произошёл в 670 году.

Статуя Юмедоно (Гузе) Каннон

Эта статуя является статуей Принца Шотоку, выполненная в его рост. Высота её составляет около 197 сантиметров. Говорят, что Принц Сётоку имел именно такой рост, что ж, наверное, это правда, раз говорят. Сама статуя сделана из позолоченного дерева. Статуя Юмедоно Каннон была сделана, что бы успокоить дух умершего принца. На её голове можно увидеть ореол, он прикреплён гвоздями.

Как говорилось выше, статуя имеет высоту, равную росту Принца Шотоку. Она очень похожа на него также и внешне. В ней много золота. Статуя Юмедона Каннон, как предполагают историки, выполнена в стиле Тори. Она располагается в храме Юмедоно, который находится в восточной части комплекса Хорю-Цзы - То-Ин.

Эта статуя редко выносится на всеобщее обозрение всего лишь несколько раз в год. Она считалась священной. До недавнего времени иностранные учёные вообще не знали об её существовании, пока Эрнесто Фенолосса (явно не японец!) не узнал о ней. Он попросил оповестить весь мир о существовании такого произведения искусства, как Юмедоно Каннон. Японское правительство сопротивляться не стало. Позже Эрнесто Фенолосса стал куратором Бостонского Музея, США.

Статуя Шаки

Одна из самых известных буддистских статуй в Японии. Она состоит из трёх фигур, олицетворяющих будистских богов - в центре - Бог Сакьямуни, слева - Бог Амитабха, справа - Бог Бхайсайягура. Предположительно, автором этой статую является известный буддистский монах Тори Буши, который жил в то время. Эту статую он сделал, примерно, в 623 году. Статуя Шаки очень похожа на подобные статуи в китайском Северном Вэе. Также этот стиль называется ещё и Тори, в честь автора. Также за спиной трёх фигур богов есть целых четыре фигуры одного и того же бога - Шитенно, которые относятся к историческому периоду Асуко. Это самые старые статуи буддистского бога Шитенно в Японии.

Статуя Кудара Каннон

Статуя Кудара Канон сделана из позолоченного дерева. Её высота составляет 210 сантиметров, а над ней возвышается ореол. Эта статуя является одной из самых известных в японском искусстве, она была признана учёными, как одно из самых важных произведений искусства в Древней Японии. Потому что эта статуя - попросту уникальна, прекрасна и изящна.

Статуя Кудара Каннон очень тонкая, и это, порой, создаёт иллюзию, что она очень высокая. На самом деле это не так, как указывалось выше, высота этой статуи чуть-чуть превышает средний человеческий рост.
Впервые эта статуя упоминается в одном неизвестном письменном источнике, который относится к XVII в. Происхождение этого источника неизвестно, как, впрочем, неизвестен и его автор. Название статуе дали во время исторического периода Мейджи. Само слово Кудара Каннон имеет корейские корни, и статую назвали так, потому что она напоминала традиционную корейскую статую. До этого эта статуя носила имя - Какузо Босацу. Некоторые искусствоведы считают, что Кудара Каннон была сделана в Корее. Да, эта версия имеет право на существование, но в Японии принято считать, что это японская статуя, которая была сделана именно в Японии, а не где ещё либо.

Предположительно, статуя была вырезана в VII-VII вв., под влиянием стиля Южных Династий. Автор, к сожалению, пока неизвестен.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Японцы в повседневной жизни

News image

Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио...

Как японцы вступают в брак?

News image

В Японии существует поговорка: «Продай последний котелок, но возьми хорошую жену». Интересно, что, вопреки ей, ини...

Японское жилье и традиционный японский дом

News image

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предост...

Кусатсу

News image

На севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним...