Культура и традиции - Военное ремесло
Существует особая техника разглядывания меча, утонченная и вполне ритуализованная. Если не соблюдены основные требования по взаимному расположению источника света и клинка, то большинство чудесных составляющих поверхностного узора останутся незамеченными.
При взгляде на меч осознанию подлежат:
Дзи-ганэ - характер поверхности
Чтобы детали узора многослойной стали были заметны, полосу располагают определенным образом, но успех зависит как от качества полировки, так и от техники созерцания. Смотрите вниз на плоскость меча при ярком верхнем точечном (!) источнике света. Это позволит увидеть все детали хада, но нюансы хамон не проявятся отчетливо.
Сугата - форма клинка. В это понятие входят общие пропорции полосы, степень е прогиба, расположение точки максимального прогиба относительно середины, острота лезвия, качество отделки хвостовика, тип насечки (Yasurime), вес, баланс и так далее. Для оценки всего этого меч держат вертикально прямо перед собой.
Хамон - безусловно, главная особенность японских мечей. Контрастная граница между закаленной зоной лезвия и основным телом клинка формируется из мелких (ниои) и крупных (ниэ) кристаллов мартенсита, которые заметны в ореоле светового блика от яркого точечного источника, если клинок нацелить чуточку ниже него. Изменяя угол наклона, смещают блик вдоль полосы по всей ее длине.
Во время осмотра меча (как и во всякое остальное время) ни в коем случае нельзя прикасаться к его поверхности руками. Для этого от веку пользовались и пользуются специальной шелковой тканью фукуса или листком нежной рисовой бумаги. За неимением таковой подойдет любой чистый сухой лоскут.
Новички склонны ошибаться, принимая за хамон белизну финальной полировки ха-дори (Hadori), поскольку достаточно трудно выделить истинную форму струи хамон при наличии хорошего, активного состояния ниэ, ниои и утцури, если нарушена техника осмотра. Но никому не удастся получить отчетливую картину без качественного блика, а лучший результат дает голая электрическая лампочка. Матовые и люминесцентные источники света не годятся.
В процессе разглядывания нужно обратить особое внимание на яки-доси (Yaki Doshi) - завершение линии хамон в районе нижнего порожка ха-мати (На Machi), а также на мунэ-яки (Mune Yaki) - твердые участки закалившейся стали в поверхности спинки. Боши (Boshi), или форма загиба хамон в зоне острия, считается труднейшим нюансом кузнечного искусства, своеобразным лицом школы, ясно указывая на мастера или семью мастеров.
Важным компонентом являются очертания и общее состояние хвостовика накаго (Nakago). Вне зависимости от наличия или отсутствия подписи следует хорошо осмотреть:
- форму хвостовика,
- вид и цвет ржавчины
- накаго-дзири - тип заднего среза,
- ясури-мэи - насечку из тонких рисок на боковых гранях,
- мэкуги-ана - отверстие для крепежной шпильки мэкуги.
Ха-ватари (На Watari) - это длина режущей кромки, а попросту - общая длина изделия за вычетом хвостовика. Собственно, каждый в состоянии тотчас сказать, какого рода образец попал ему в руки - большой меч (тати, катана), малый меч (вакизаси) или один из нескольких типов традиционных ножей {танто, хамидаси, айкути). Единственная заминка может произойти при попытке дифференцировать клинок тати от клинка катаны, ибо порой они весьма схожи, а также определить разновидность ножа, поскольку она обусловлена стилем монтировки.
Сори (Sori) - прогиб клинка. Данный параметр имеет количественную и качественную составляющие. Иными словами, мы должны определить как величину прогиба, так и расположения точки его максимума относительно середины полосы.
Традиционно клинки тати имеют больший изгиб, нежели катана, но из всякого правила есть исключения. Если же говорить о некоей среднестатистической тенденции, то прогиб катана равен ширине клинка (около 30-35 мм), тогда как для тати это значение составит две ширины или более. Приложите клинок тыльной стороной к плоской поверхности так, чтобы он касался её острием и срезом хвостовика, и максимальный просвет арки будет искомым критерием.
Выделяется группа изделий, вовсе не имеющая кривизны. Их именуют му-зори (Ми Zori), что в дословном переводе значит без прогиба . Иногда встречается термин тюкан-зори (Chukan Zori). Тюкан переводится как середина и указывает на промежуточное положение таких клинков между обыкновенными и имеющими обратную (ятаганную) кривизну. Подобную форму придавали некоторым ножам, а также скрытым разновидностям мечей, клинки которых прятались в палках, посохах и так далее. Правда это или нет, но кинематограф убедил нас в том, будто ниндзя пользовались исключительно такими штуковинами.
Читайте: |
---|
Японское общество и Японская преступностьЯпония занимает первое место в мире по продолжительности жизни. |
Японская кухня и прочие японские блюдаОсновой как традиционного, так и современного японского питания является, как известно, рис. |
Аспекты жизни японии сегодняЯпонские острова – одни из наших ближайших соседей. Всего лишь несколько километров отделяют японский Хоккайдо от нашего... |
Зеленый парк статуй в городе УбеУбе - довольно неприметный японский город с численностью около 172 тысяч человек, административно включенный в префектур... |
Satoru IwataГенеральный директор и президент японской корпорации Nintendo с 2002 года. |
LoudnessСамая известная в мире японская металлическая команда Loudness добилась популярности в основном благодаря мастерской игре своего лидера, гитариста... |
Немного о БуддизмеЭта религия проникла в Японию в VI в., когда на Японские острова начали прибывать буддийские монахи. |
Тэсен – железный веер для самообороныЯпонский национальный характер славится своей рациональностью, поэтому найдется мало предметов, которые классический я... |
Религия самураев. Синто. КонфуцианствоПосле завершения междоусобных войн противоречия между дзен и воспитанием воина по системе дзен стали более ощутимы. |