Культура и традиции - Архитектура Японии
Кофукудзи является одним из двух главных храмов, принадлежащих буддийской секте Хоссо, которые построены в городе Нара. Датой основания данного сооружения признан 669 год.
Он был создан как фамильный комплекс Фудзивара. Это храм уже в начале восьмого столетия получил статус официального религиозного заведения и существовал в таком ранге достаточно долго. Жестокое время не пощадило красоту сооружения. История храма - это во многом история пожаров и разрушений. Только в течение одиннадцатого столетия постройка вспыхивала не менее трёх раз. Прошли века, и только в 1717 году храм настиг очередной пожар, после которого Кофукудзи уже не смог вернуть былое величие.
Это храмовый комплекс не пользовался популярностью у представителей правящей династии Токугава. Они никак не хотели забыть о связи храма с ненавистным кланом Фудзивара. Чувство неприязни автоматически распространялось и на Кофукудзи. Именно поэтому рассчитывать на помощь властей в восстановлении храма не стоило.
Вследствие политических событий 1867-1868 годов к власти пришли давние противники Токугава. Но и они не испытывали к разрушенному храму особой симпатии. Отдельные здания комплекса и часть территории были отданы во владение городским властям. А уникальные творения известных скульпторов, работавших по заказу клана Кофукудзи, долгие годы валялись в полуразрушенных зданиях.
Только во второй половине двадцатого века были предприняты определённые шаги, направленные на их сохранение. В 1958 году по заказу правительства для них было построено отдельное помещение.
Что же сохранилось в Кофукудзи? Самая древняя из существующих ныне построек (Хокуэндо) датируется восьмым столетием. Кроме того, это пагода пяти ярусов, окончательная версия которой относится к 1426 году. Не сохранилось многое, но даже то, что мы можем видеть сейчас, позволяет утверждать, что данный храм - настоящая сокровищница буддийской культуры. Здесь хранятся уникальные произведения лучших скульпторов разных эпох.
Нужно отдать должное тем, кто восстанавливал здания Кофукудзи: они стремились возродить их такими, какими они были прежде, и немало преуспели в этом, но многое ко времени восстановительных работ было уже безвозвратно утрачено.
Так или иначе, в одном из самых древних храмов Нары не осталось ни одной постройки VIII в. Неоднократные пожары нанесли невосполнимый ущерб и буддийской скульптуре в Кофукудзи. Но даже то, что дошло до нас, позволяет говорить о нынешнем Кофукудзи как о сокровищнице буддийской скульптуры Японии.
Здесь хранятся замечательные творения ваятелей разных эпох, начиная с VII в. и вплоть до XIII-XIV вв. Многие из них относятся к числу лучших образцов японской скульптуры.
Бронзовая голова Будды - подлинная жемчужина этой сокровищницы. Эта работа характеризуется строгими, простыми линиями, великолепно передающими черты лица, исполненные сдержанной силы. Скульптор упростил многое, избавился от ряда деталей и добился впечатления монументальности.
Эта работа, в которой элементы физической красоты сочетаются с выражением духовных идеалов буддизма, была отлита, по всей видимости, в конце 70-х - начале 80-х гг. VII в. Полностью она не сохранилась. Бронзовая голова была найдена в пределах Кофукудзи в 1937 г.
Создание и установка статуи Ашура дэва , по мнению исследователей, следует относить к Нарскому историческому периоду. Называется и конкретная дата установки монумента - 734 год. Объект изображения - один из демонов, образ индуистской религии. Он был позаимствован буддизмом. В буддистской системе образов Ашура дэва получил должность телохранителя Будды. Именно поэтому скульптура выражает силу и мощность божества, выполняющего такую ответственную миссию. В то же время Ашура дэва силён, но не внушает страха (несмотря на три своих головы и шесть рук). Лик божества выражает только нежность, спокойствие и даже некоторое изящество. Ощущение умиротворения и покоя непроизвольно передаются и наблюдателю.
Следует отметить, что множество скульптур было уничтожено вследствие пожара в 1180 году. К сожалению, сведения, касающиеся данных произведений древнего искусства, не слишком подробны и учёные могут лишь предполагать их истинную художественную ценность и особенности. При восстановлении храмового комплекса отсутствие указанных статуй было возмещено созданием новых. Авторами этих произведений стали наиболее известные и авторитетные зодчие той эпохи. Это Кокэй вместе с сыном Ункеем, внуками и лучшими учениками. Многие мастера той эпохи работали над восстановлением храма настолько интенсивно, что вынуждены были жить в его пределах долгое время и только иногда заниматься поступающими заказами от других объектов.
Не взирая на многочисленные трудности и драматичные периоды истории существования, храм Кофукудзи заслуженно считается выдающимся памятником буддийского архитектурного искусства. Многоярусная пагода, расположенная на территории храмового комплекса, стала символом города Нара.
Читайте: |
---|
Когда японец вне дома![]() Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас. |
Как японцы вступают в брак?![]() В Японии существует поговорка: «Продай последний котелок, но возьми хорошую жену». |
КусатсуНа севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним... |
Искусницы гейши![]() Проституция в Японии существует уже очень давно. |
Arata IsodzakiМастер современной японской архитектуры. |
Shigeru MiyamotoГлавный управляющий директор и один из основных создателей игр японской корпорации Nintendo. Автор известных серий компьютерных игр Mario и Zelda, р... |
Тэцубо-дзюцу![]() Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удл... |
Движения, специфические для боевых искусств![]() Интервью с Коно Есинори, историком боевых искусств По существу традиционная японская одежда представляет собой прямоу... |
Бодзюцу![]() Одним из самых популярных и эффективных оружием самообороны и нападения, дошедшим до наших времен, является оружие дер... |