Кофукудзи, Нара

Культура и традиции - Архитектура Японии

кофукудзи, нара

Кофукудзи является одним из двух главных храмов, принадлежащих буддийской секте Хоссо, которые построены в городе Нара. Датой основания данного сооружения признан 669 год.

Он был создан как фамильный комплекс Фудзивара. Это храм уже в начале восьмого столетия получил статус официального религиозного заведения и существовал в таком ранге достаточно долго. Жестокое время не пощадило красоту сооружения. История храма - это во многом история пожаров и разрушений. Только в течение одиннадцатого столетия постройка вспыхивала не менее трёх раз. Прошли века, и только в 1717 году храм настиг очередной пожар, после которого Кофукудзи уже не смог вернуть былое величие.

Это храмовый комплекс не пользовался популярностью у представителей правящей династии Токугава. Они никак не хотели забыть о связи храма с ненавистным кланом Фудзивара. Чувство неприязни автоматически распространялось и на Кофукудзи. Именно поэтому рассчитывать на помощь властей в восстановлении храма не стоило.

Вследствие политических событий 1867-1868 годов к власти пришли давние противники Токугава. Но и они не испытывали к разрушенному храму особой симпатии. Отдельные здания комплекса и часть территории были отданы во владение городским властям. А уникальные творения известных скульпторов, работавших по заказу клана Кофукудзи, долгие годы валялись в полуразрушенных зданиях.

Только во второй половине двадцатого века были предприняты определённые шаги, направленные на их сохранение. В 1958 году по заказу правительства для них было построено отдельное помещение.

Что же сохранилось в Кофукудзи? Самая древняя из существующих ныне построек (Хокуэндо) датируется восьмым столетием. Кроме того, это пагода пяти ярусов, окончательная версия которой относится к 1426 году. Не сохранилось многое, но даже то, что мы можем видеть сейчас, позволяет утверждать, что данный храм - настоящая сокровищница буддийской культуры. Здесь хранятся уникальные произведения лучших скульпторов разных эпох.

Нужно отдать должное тем, кто восстанавливал здания Кофукудзи: они стремились возродить их такими, какими они были прежде, и немало преуспели в этом, но многое ко времени восстановительных работ было уже безвозвратно утрачено.

Так или иначе, в одном из самых древних храмов Нары не осталось ни одной постройки VIII в. Неоднократные пожары нанесли невосполнимый ущерб и буддийской скульптуре в Кофукудзи. Но даже то, что дошло до нас, позволяет говорить о нынешнем Кофукудзи как о сокровищнице буддийской скульптуры Японии.

Здесь хранятся замечательные творения ваятелей разных эпох, начиная с VII в. и вплоть до XIII-XIV вв. Многие из них относятся к числу лучших образцов японской скульптуры.

Бронзовая голова Будды - подлинная жемчужина этой сокровищницы. Эта работа характеризуется строгими, простыми линиями, великолепно передающими черты лица, исполненные сдержанной силы. Скульптор упростил многое, избавился от ряда деталей и добился впечатления монументальности.

Эта работа, в которой элементы физической красоты сочетаются с выражением духовных идеалов буддизма, была отлита, по всей видимости, в конце 70-х - начале 80-х гг. VII в. Полностью она не сохранилась. Бронзовая голова была найдена в пределах Кофукудзи в 1937 г.

Создание и установка статуи Ашура дэва , по мнению исследователей, следует относить к Нарскому историческому периоду. Называется и конкретная дата установки монумента - 734 год. Объект изображения - один из демонов, образ индуистской религии. Он был позаимствован буддизмом. В буддистской системе образов Ашура дэва получил должность телохранителя Будды. Именно поэтому скульптура выражает силу и мощность божества, выполняющего такую ответственную миссию. В то же время Ашура дэва силён, но не внушает страха (несмотря на три своих головы и шесть рук). Лик божества выражает только нежность, спокойствие и даже некоторое изящество. Ощущение умиротворения и покоя непроизвольно передаются и наблюдателю.

Следует отметить, что множество скульптур было уничтожено вследствие пожара в 1180 году. К сожалению, сведения, касающиеся данных произведений древнего искусства, не слишком подробны и учёные могут лишь предполагать их истинную художественную ценность и особенности. При восстановлении храмового комплекса отсутствие указанных статуй было возмещено созданием новых. Авторами этих произведений стали наиболее известные и авторитетные зодчие той эпохи. Это Кокэй вместе с сыном Ункеем, внуками и лучшими учениками. Многие мастера той эпохи работали над восстановлением храма настолько интенсивно, что вынуждены были жить в его пределах долгое время и только иногда заниматься поступающими заказами от других объектов.

Не взирая на многочисленные трудности и драматичные периоды истории существования, храм Кофукудзи заслуженно считается выдающимся памятником буддийского архитектурного искусства. Многоярусная пагода, расположенная на территории храмового комплекса, стала символом города Нара.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Жизнь в Японии:

Японское общество и Японская преступность

News image

Япония занимает первое место в мире по продолжительности жизни.

Японцы в повседневной жизни

News image

Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио...

Кусатсу

News image

На севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним...

Искусницы гейши

News image

Проституция в Японии существует уже очень давно.