Традиционное японское жилище десятилетиями притягивало к себе архитекторов, и сегодня ему по-прежнему отводится немало места на страницах книг и журналов, посвященных дизайну интерьера.
По западным меркам, традиционный японский дом далеко не самый удобный. Зимой в нем холодно, сидеть приходится на соломенных матах татами. Кроме того, на первый взгляд ему недостает той надежности и долговечности, которые отличают каменные строения. И все же благодаря своей конструкции, внутреннему устройству и заложенной в нем эстетике такой дом представляет собой редкий пример целостной, законченной системы.
Само дерево, из которого он построен, и окружающий его сад, обеспечивающий плавный переход к внешнему миру, делают японский дом как бы составной частью природы. Соломенная крыша, глинобитные стены и сваи, на которые он водружен, позволяют летом переносить сорокаградусную жару при 80%-ной влажности, а гибкая конструкция амортизирует подземные толчки при землетрясении. Обклеенные бумагой раздвижные перегородки (фусума) дают возможность изменять планировку в зависимости от ситуации: например, превратить две комнаты в одну. В подобном пространственном решении жилища нашла отражение строго регламентированная иерархия японской семьи и общества.
Однако все это уходит в прошлое. Теперь в таких больших городах, как Токио, с их комфортабельными пригородами, от многовековой культуры традиционного японского быта осталось лишь воспоминание. Радикальные изменения строительной технологии после второй мировой войны и, как следствие, появление новых типов индивидуального и коллективного жилища произвели переворот в традиционном укладе жизни японцев.
Такие перемены были вызваны целым рядом причин, и не только влиянием Запада, хотя именно благодаря ему почти в половине (42%) японских домов появилась кровать. Правда, в них еще остался традиционный тюфяк (футон), который каждое утро выносят на солнце, а потом убирают в шкаф (осиирэ) — ведь в небольшой квартире кровать занимает очень много места.
С Запада пришли и стулья, которых до войны в японских домах не было. Сегодня зачастую в одной комнате можно увидеть стол и стулья западного образца, а в другой — традиционный низкий столик и подушки. Такая двойственность объясняется силой привычки, а также тем, что в типовых домах относительно низкие потолки. Ведь в зависимости от того, сидите вы на полу или на стуле, размеры комнаты воспринимаются по-разному. А, кроме того, на подушках за низким столиком может разместиться больше людей, чем на стульях вокруг обычного европейского стола. Громоздкая современная мебель и аппаратура нарушают простоту и многоцелевое использование пространства, характерные для традиционного японского жилища.
Большинство перемен в образе жизни японцев обусловлены внутренними причинами. Если раньше ели и спали в одной и той же комнате, то в современных жилищах каждое помещение имеет свое предназначение. Такое разделение основывается на представлении о том, что есть и спать следует в разных местах, появившемся в Японии в предвоенные годы в результате возросшей заботы о гигиене.
Казалось, было бы логично ожидать, что после войны площадь квартир в домах массовой застройки существенно увеличится. Но этого не произошло. Вследствие концентрации населения в больших городах средняя площадь квартир в настоящий момент составляет 43 м2. Комнаты в них небольшие, и каждая выполняет свою функцию. Если бы они, как раньше, сообщались друг с другом, с малым метражом можно было бы смириться. Но использование железобетона в строительстве привело к тому, что на месте большинства традиционных раздвижных перегородок оказались стены. Кроме того, согласно новому строительному законодательству, принятому в 50-е годы, сейсмическая устойчивость небольших деревянных домов должна обеспечиваться не гибкостью конструкций, позволяющей амортизировать подземные толчки, а повышенной прочностью. Эта проблема была решена опять-таки путем увеличения числа капитальных стен.
И сейчас еще на первый взгляд может показаться, что многие типичные черты японского традиционного уклада, на которые прежде всего обращают внимание иностранцы, нисколько не изменились. Обувь по-прежнему снимают в прихожей, а на полу в некоторых комнатах лежат татами, сохранилась и традиционная ниша (токонома) в углу комнаты, правда, теперь в ней вместо композиции из цветов (икэбаны) часто стоит телевизор. Однако за всем этим скрывается тот факт, что оснащенные кондиционерами и отапливаемые зимой бетонные жилища в действительности создают их обитателям неведомые ранее неудобства, которые, как показали недавние исследования, у выходцев из сельских районов, привыкших к иным условиям жизни, нередко вызывают стресс. Разумеется, нельзя сказать, что под воздействием западной культуры жилища и уклад жизни японцев полностью утратили национальный колорит, однако, безусловно, они во многом изменились.
Читайте: |
---|
Якудза - японская мафия![]() В любой развитой стране есть не только законопослушные граждане. |
Национальный дом японца![]() Статистики утверждают, что многие из типичных японских домиков, в которых обитает большинство населения страны, в знач... |
Как японцы вступают в брак?![]() В Японии существует поговорка: «Продай последний котелок, но возьми хорошую жену». |
КусатсуНа севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним... |
Амакуса Сиро: «Четвёртый сын Неба»Амакуса Сиро - один из лидеров восстания Симабара. |
Yasunary Kavabata...в своей Нобелевской лекции Кавабата говорил: Какова бы ни была степень отчужденности человека от мира, самоубийство не может быть формой протест... |
Религия самураев![]() Японский феодализм и появление сословия самураев в Японии проходило одновременно с распространением учения одной из по... |
Хорю-Цзы, Нара![]() Хорю-Цзы (“Храм Процветающего Закона и Порядка” в переводе с японского языка) – это буддистский храмовый комплекс в го... |
История Замка Мацумото![]() Прежде замок назывался Фуками, это был замок семьи Огасавара в течение длительного периода враждующих провинций. |