Культура и традиции - Японские религии
Основными книгами, которые содержат в себе летописные мифы, а также легенды и сказания Японии, являются Нихонги и Кодзики. Лишь с небольшими отличиями повторяя друг друга, они являются основой всех ритуалов “синто”. Согласно этим книгам, на смену правления богов приходят править их человеческие воплощения - древние императоры.
Причем как само зарождение мира, так и дела богов, происходят в эру богов , временные рамки которой не определены никаким образом. Сами же летописи в этих книгах начали появляться примерно в 8 веке. И если учесть что за два века до этого на острова пришли новые верования с континента, в этих книгах отображены и некоторые философские и мифологические элементы Китая того времени.
Большая часть историй Нихонги и Кодзики содержит в себе борьбу за территории между древними японскими племенами. К примеру миф, повествующий о походе потомка Ниниги Эварэхико на остров Хонсю для подчинения центральных областей Ямото, дал повод для официального праздника дня основания империи - 11 февраля. Здесь стоит заметить, что начало датированного времяисчисления начинается именно с начала правления императора Дзимму. Как считают ученые, в реальности такой поход мог произойти не раньше 3-го века н.э.
И хотя Нихонги и Кодзики можно больше отнести к язычеству, они имеют несколько отличий. Во первых, появление мира происходит спонтанным образом, а не при помощи некой сверх-силы. Нет и рассказов о том, что человек создан богом или богами, ведь он здесь потомок богов. Мифологические миры называемые как Равнина Неба , Страна тростников , а также Страна Мрака, не разделены, а считаются частями единого целого. Человек не конфликтует с природой, а также является её частью. Жизнь считается ценной, но и смерть есть ничто иное, как часть жизни. Разумеется, добро является главенствующим и всегда выше зла, которое оно преодолевает. Здесь можно заметить тот факт, что японский буддизм несколько отличается от того же индуистского именно потому, что мифология древней религии Японии столь жизнелюбива и ищет лучшего именно в этом мире, а не в загробном.
В главе всего синтоизма лежат ритуалы, воспроизводимые во время практически всех религиозных действ. Здесь важен каждый жест и каждое слово. Ведь именно они позволяют восстановить потерянную связь с ками (божественными духами) и даже укрепить её. Описание всех обрядов было записано в Энгисики , которая была составлена ещё в начале 10 века н.э. В независимости от храма и его особенностей в ритуалах, начало церемонии всегда начинается с приглашения ками для того, что бы он мог послушать приготовленные ему восхваления, а затем и просьбы восхваляющих.После этого, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи богов, опять же вместе со словами восхваления. В конце обряда, ками отпускают в тот мир, из которого он пришел, то есть в синтай . На протяжении всей церемонии, согласно мифам, дух ками находится внутри священного столба химороги или исполняющего ту же роль священного камня ивасака . Среди причин приглашения ками можно отметить благодарение, заклинание, просьбу, поминовение, а некоторых случаях и прорицание.
Каждый из ритуалов “синто” включает в себя как очищение (сайкой) и жертвоприношение (синсэн), так возлияния (наораи) и молитвы (норито). Причем ритуал очищения можно назвать самым основным. Ведь чистота и добро в японской мифологии, это одно и то же. Тот же человек, который осквернил добро и загрязнился, должен подвергнутся очищению посредством ритуала. Среди ритуалов очищения можно отметить мисоги и охараи. Мисори или очищение водой (омовение) иногда представляет собой полоскание рта и мытье рук в каменном бассейне перед храмом, имеющем небольшие ковшики, а иногда это выливание на себя целого ведра воды. Впрочем, бывают случаи и с очищением под потоком леденящего водопада. Перед ритуалом мисоги , человек должен соблюдать воздержания души и тела, а также действия и речи. То есть человек за один месяц до обряда очищения, не должен иметь никаких дел с нечистым и не изрекать нечистые слова, а также не участвовать в нечистых делах.
Очищение согласно ритуалу “охараи” заключается в том, что священнослужитель очищает очищаемое с помощью особого ритуального предмета хараигуси. Этот предмет представляет собой деревянную палочку с белыми полосками материи или бумаги. Очищение производится обмахиванием ритуальным предметом очищаемого предмета или места слева на право. Считается, что таким образом он разгоняет злых духов, которые находятся рядом с тем что очищается. Иногда в дополнение к ритуальному предмету используют осыпание места солью или обрызгивание водой.
Кроме очищения, не менее важным считается жертвоприношение пищи богам ками . Среди такой пищи, которой угощают приглашенные божества, можно найти сакэ, что ни будь сладкое, рыбу, лепешки из риса, яйца и даже просто воду. При этом данные продукты называют совсем иначе, нежели в бытовом потреблении. Сами же подношения, для того что бы они были ближе к богам, обычно раскладывают по столам, развешивают, закапывают в землю или опускают в воду.
Самым важным моментом каждой синтоистской церемонии можно назвать норито, или своего рода речь священнослужителя. Речь эта обращена к приглашенному богу, а в древние времена она сопровождалась также и его ответом в устах того же священнослужителя, что можно сравнить с современными медиумами. Под конец синтоисткой церемонии, вся принесенная в жертву богам пища дружно съедается ёе участниками, которые тем самым получали благославление от богов.
1. Очищение места проведения ритуала и участвующих в нем
2. Ритуальное приглашение ками
3. Время подношений для пришедшего ками
4. Речь священнослужителя или так называемый нарито
5. Преподношение ками веточки с тама, на которой божество сможет узнать просьбы приглашавших его
6. Подношения приготовленные для ками собираются, а сам ками провожается в место его постоянного обитания
7. Все подношения которые были приготовлены для “ками” съедаются участниками действа.
Среди самых ярких и запоминающихся церемоний в синтоизме, можно отметить мацури. Обычно их относят к каким либо особо значимым праздникам или к окончанию уборки урожая. И хотя в масштабах всей Японии такие праздники не редкость, самым значимым из них можно отметить ниинамэсай , который отмечается 23 ноября и относится к окончанию сбора нового урожая риса. Сам император во время проведения этого праздника преподносит рис богам Неба и Земли, дабы они приняли его благодарность за щедрый урожай. Этот праздник и в нынешнее время отмечается во многих синтоистских храмах, несмотря на то, что после второй мировой обязательное его проведение было отменено.
Читайте: |
---|
Японское жилье и традиционный японский домОколо 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предост... |
Японцы в повседневной жизниПсихологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями нацио... |
Японская школа и школьная программа ЯпонииШкола в Японии делится на три ступени: • Начальная школа (1-6 классы) — сёгакко , • Средняя школа (7-9 классы) — т... |
Национальный дом японцаСтатистики утверждают, что многие из типичных японских домиков, в которых обитает большинство населения страны, в знач... |
Utomaro KitagavaГлавная тема творчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов». |
Sesin NagamineСын фермера, с малых лет отличающийся слабым здоровьем, он начал заниматься каратэ у Куба Тедзина, мастера Томари-тэ, и постепенно окреп. |
НиндзюцуНеобходимость эффективной разведки и шпионажа японские воины поняли еще в древние времена. |
Чем должен обладать самурайСамурай должен прежде всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтоб... |
История Замка МацумотоПрежде замок назывался Фуками, это был замок семьи Огасавара в течение длительного периода враждующих провинций. |