Культура и традиции - Архитектура Японии
Архитектура Японии - Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.
В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.
Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.
Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории.
Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.
Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов
Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества.
Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали
Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.
В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин. Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).
Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин (буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото.
Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский дворец Кацура рикю в Киото. Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).
Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.
Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков — гёка, а в городах — матия.
В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.
После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.
С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.
Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.
Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.
После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.
Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года.
Читайте: |
---|
История японской![]() Кроме рисованной, в Японии бывает и обычная, с живыми актерами. |
Японский аэропорт Саппоро в Нью-ЧитосеПожалуй, одним из самых известных аэропортов Японии является аэропорт Саппоро в Нью-Читосе, который расположен на остров... |
Городская японская квартира![]() В японских городах получили распространение несколько типов квартир: двух-, трех-, четырех - и пятикомнатные; в них-то... |
КусатсуНа севере Японии в горных районах Гунма расположен скрытый от людских глаз водный рай - Кусатсу. Его можно считать одним... |
Hiroaki KuromiyaЯпонско-американский исследователь советской и российской истории, современных России и Украины. |
Chiaki KuriyamaВ 1995 году она сыграла свою первую кинематографическую роль. Но популярность пришла к актрисе в 1999 году, после выхода на экран фильма ужасов «Стр... |
Девять местностей![]() Суньцзы сказал: «Стратегия ведения войны такова: существуют рассеивающие местности, ненадежные местности, сые мес... |
САМЫЙ КРАСИВЫЙ![]() Обычно «табель о рангах» небоскребов выстраивается с учетом единого показателя — высоты здания. |
Ниндзюцу![]() Необходимость эффективной разведки и шпионажа японские воины поняли еще в древние времена. |